Поведение учеников в школе может быть напрямую связано с событиями, произошедшими в жизни ребенка и его семьи. Учитель, обращая внимание на такие события, может выявить среди детей группу риска. Сюда входят дети, в жизни которых произошли негативные события (например, смерть близкого, серьезный конфликт со сверстниками, факты насилия, разрыв отношений, развод родителей). Именно эти события могут оказать негативное влияние на состояние и поведение ребенка. Поддержка и внимание учителя могут стать надежной опорой для выхода из кризисной ситуации.
Действия учителя при выявленном у ребенка кризисном состоянии.
Основные задачи учителя при взаимодействии с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – прояснить ситуацию, убедиться, что ребенок находится в безопасном окружении, и при необходимости мотивировать на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу или иным специалистам). Будьте внимательным слушателем. Не давайте советов. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав ребенка и дав ему возможность выразить свои эмоции. Даже если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
При беседе с ребенком необходимо придерживаться следующих правил:
- Быть спокойным, не паниковать. Важно, чтобы ваше личное эмоциональное состояние не выходило из-под контроля.
- Выбрать место беседы без посторонних лиц. Никто не должен слышать и прерывать разговор.
- Пространство во время беседы между вами должно быть свободным. Исключите расположение через стол.
- Приглашать на беседу следует лично, без участия третьих лиц.
- Необходимо запастись временем. Следует показать ребенку, что важнее этой беседы для вас ничего нет. В процессе беседы не стоит отвлекаться на другие дела, вести записи и посматривать на часы.
- Помнить о том, что нотации, критика, повышенный и эмоциональный тон речи не эффективны, а даже вредны (ребенок может закрыться и ничего не рассказать). Необходимо строить беседу на доброжелательном и безоценочном отношении к ребенку.
- Дайте возможность ребенку высказаться, не перебивайте, говорите только тогда, когда перестанет говорить ребенок.
- Ориентируйтесь на события, нормы и ценности ребенка, исключая акцент на социально принятые нормы и правила.
Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии.
Если ребенок говорит:
- «Ненавижу учебу, школу, учителей, родителей и т.п.».
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «С кем ты можешь поговорить, когда тяжело на душе?»
- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?»
- «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?»
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Когда я был (а) в твоем возрасте…»
- «Не ленись, займись делом!»
Если ребенок говорит:
«Я расстроен, все кажется таким безнадежным…».
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Люди могут испытывать разные эмоции, могут быть подавлены, грустить. Наши чувства и эмоции подают нам сигнал о том, что что-то происходит. Когда человек чувствует безнадежность, можно подумать, какие проблемы у него есть, и какую из них надо решить в первую очередь».
- «Иногда мы чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
- «Ты ведь живешь гораздо в лучших условиях, чем другие дети. Тебе бы следовало благодарить судьбу».
- «Хватит ныть».
Если ребенок говорит:
«Я совершил ужасный поступок…»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Давай сядем и поговорим об этом».
- «Я готов(а) тебя поддержать, если ты захочешь»
- «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Надо было сначала думать, потом делать!».
- «Что посеешь, то и пожнешь!».
Если ребенок говорит:
«Всем было бы лучше без меня!»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Кому именно?».
- «На кого ты обижен?».
- «Ты очень много значишь для нас, меня очень беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
Если ребенок говорит:
«Вы не понимаете меня!»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Что я сейчас должен/должна понять? Я действительно хочу это знать. Для меня это важно».
- «Что бы помогло тебе прямо сейчас почувствовать себя лучше?».
Нерекомендуемые варианты ответа:
- «Я очень хорошо тебя понимаю».
- «Кто же может понять современных детей? Мы были другие».
Если ребенок говорит:
«А если у меня не получится?»
Рекомендуемые варианты ответа для учителя:
- «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».
- «Случались ли уже в твоей жизни похожие ситуации? Как тебе тогда удавалось с ними справиться?».
Нерекомендуемый вариант ответа:
«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!».
Важно сохранять заботу и поддержку, даже если критическая ситуация миновала. Очень часто взрослые расслабляются и перестают уделять необходимое внимание детям, думая о том, что кризис миновал. Эмоциональные проблемы и душевная боль, не проходят быстро и редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади.