1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует заместитель директора, классные руководители.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности родительского университета, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является: создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка и организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
мотивировать родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
содействовать повышению социально-педагогической, психологической, правовой культуре родителей;
создавать условия формированию ценностно-смысловых основ родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы;
- консультирование родителей по психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- пропаганда эффективных технологий воспитания, построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения образования.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, занятия с элементами тренинга, индивидуальные консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках, творческих конкурсах и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе государственного учреждения образования;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
занятия проводятся согласно плану;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается подраздел «Родительский университет»;
классный руководитель назначается ответственным за анонсирование тематической информации в рамках родительского университета.
3.2. Координатор родительского университета:
- несет ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведет в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчетную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.3. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учеными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
- приказ учреждения образования об организации работы родительского университета;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год (полугодие);
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.