Рекомендованный возраст: от 4-х лет
Адрес нахождения: д. Барани Островецкого района
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПАМЯТНИКА
Описание:памятник (могила) на месте, где были расстреляны евреи 31.12.1941 года.
Информация
Глухой в. Барані ў свой час не была. У Баранях былі школа, карчма, магазін. У 1937 годзе – 38 дамоў і 182 жыхары. Жылі тут і яўрэі. З прыходам немцаў сталі забіраць сем’і яўрэяў. Ды былі і тыя, хто, рызыкуючы жыццём, хаваў яўрэяў – у прыватнасці, сям’я Вітольда Веські, яго дачка Яніна Ілюк, жыхарка вёскі.
Паўгода хавалі сям’ю Братніцкіх у кладоўцы за двайной сцяной, без святла і свежага паветра там жыло 8 чалавек. Пасля аблавы 31 снежня 1941 года фашысты непадалёк ад іх хаты расстралялі 12 чалавек. Расказвалі, што забітых і параненых толькі крыху прысыпалі – яшчэ тры дні з ямы даносіліся стогны, а хто адважваўся падысці бліжэй, бачылі, як зямля варушылася. Але дапамагчы, адкапаць, уратаваць параненых адвагі ні ў каго не хапіла. Стрэлы, енкі, плач – усё было чутно ў хаце. Бацька, перапужаўшыся, папрасіў Братніцкіх, каб яны пакінулі дом, бо ўсе ў вёсцы ведалі, дзе хаваюцца яўрэі, і хто-небудзь мог выдаць. Яўрэі пайшлі лесам у бок Пабрадзе. Але іх злавілі немцы і адправілі ў Кямелішкі ў гета. Нейкім цудам малодшыя дзеці – дзяўчынка Марыям і хлопчык Вульф – змаглі ўцячы. Ім пашчасціла перажыць вайну.
У 2003 годзе Марыям Братніцкая прыязджала з Ізраіля ў Барані наведаць месца сваіх пакут і выратавання. А ў 2004 годзе па яе просьбе і на яе сродкі быў пастаўлены помнік бязвінным ахвярам. Месца знішчэння яўрэяў мясцовыя памяталі – на тым узлеску і сёння расце бярозка.
Перед тем как отправиться к памятному месту:
сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
можно взять с собой свечу.
При посещении памятника
Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны.
Обратите внимание ребёнка на внешний вид памятника, на слова на еврейском и на русском языках, высеченных в камне. Зажгите свечу в память о людях.
Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о безвинно убитых во время войны?
Какие вопросы задать ребенку:
- Что такое война?
- Нужна ли она на земле?
- Почему людям и всему живому нужен мир?
- Нужно людям нужно помнить о войне?
После посещения памятного места:
можно почитать ребёнку или заучить с ним дома стихи для детей о Великой Отечественной войне.
Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(А. Шамарин)
Погибшим и живым
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названиях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!